Мебель по выгодным ценам!

Кытмановский район Кытмановский район
с. Кытманово с. Кытманово
Жители района Жители района
Гостевая книга Гостевая книга
Погода в крае Погода в крае
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Новости района Новости района
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Статьи и публикации Статьи и публикации
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
 Поздравления Поздравления
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы

Первые сведения о земле кытмановской | Печать |
Сегодняшнее население той или иной местности крайне мало знает о ее заселении, в лучшем случае - со слов своих предков могут вспомнить откуда их родовые корни. А вот о причинах их переселения сюда вряд ли кто знает. И снова здесь присутствуют легенды.
Вот одна из них. Рассказана она была со всей серьезностью уважаемым жителем района, ему сейчас 80 лет и живет он в городе, когда-то он был директором совхоза, членом бюро райкома партии. Каюсь бы, сомневаться в его рассказе нельзя... «Их было три брата: Дмитрий, Евдоким и Ларион. Не поделили они там чего-то, и Евдоким обосновал свою деревню-стала она называться Евдокимова А Ларион, самый младший, дал начало своей деревне, и пошла она называться Ларионовкой. Дмитрий же остался в первой деревне - Дмитротитово. Ну, и стали жить врозь». Я не перебивал рассказчика и не опровергал его слов. Однако, такого никогда не было. И доказательством тому может служить то, что деревня Дмитрия Титова была образована в 1727 году, Ларионово - в 1763, а Евдокимово - в 1959 году. Ну, никак их «основатели» Дмитрий, Ларион и Евдоким не могли быть братовьями! Хотя, в легенде присутствует родственная связь, но она совсем иная. Ларион был сыном Дмитрия Титова, а ушел он из деревни отца из-за того, что «веру старую обрядно легше было справлять». Но отца к тому времени уже не было в живых. Кстати, Ларионово долгое время именовалось, как «деревня Ларионова Титова». До 1790 г. в этой деревне никто не селился и род Ларио-на Титова, поселившись на маленькой речушке Гришихе, жил в тиши и спокойствии, сохраняя старинную веру.
Наш район отмечает 75-летие, а значит история формирования его территории, жителям его небезынтересна.
На территории нынешнего Кытмановского района и прилегающего к нему Тогульского в 1690 г. отмечены сохранившиеся до сих пор названия реки Чумыш, Тогул и волость «Тогульска».
В1701 г. С.У.Ремезов на этой же карте, но уже дополнительной, показывает поселение «Тогульская», не указывая при этом никакой нации. Однако, в описании карты он показывает «кыштымцев» или «кыштымы», что в переводе с тюрского языка означало «данники» - то есть здесь проживало население, которое платило дань джунгарскому хану. Важно было узнать, чем занимались «кыштымы» и какую дань они платили хану. В описании протокола встречи русского посольства капитана Унковского с джунгарским ханом Палден Цереном в 1704 г. приводится интересный факт, который дает некоторые основания предположить о роде занятий кыштымов.
такой обычай. Когда нам были великие подарки от рашего царя, то мы даем 60 баранов, да еще баранов на всю дорогу питаться и каждому по кыш-тымскому коню, на которого хан самолично усаживает провожающего». Выражение «по кыштымскому коню» прямо говорит о том, что кыштымы разводили коней особой породы, и подарили их русскому посольству в знак глубокого уважения.
Таким образом, на территории нынешнего Кытмановского района в начале XVIII в. жили кыштымы, родом занятия которых было коневодство. Кыштымы были на положении угнетенных, находясь в подчинении князька Табуна Кокина, который захватил их в 1673 г.в междуусобной войне с князьком Мачиком.
В связи с этим небезынтересной может быть выдвинутая версия о появлении «кытман». Возможно предположить трансформацию слова «кыштым» во времени у заселивших эту территорию русских поселенцев. Потеря глухого звука «ш» превращает его в «кытым» - так мог называться человек, непосредственно ухаживающий за конями. А «ман» указывает на ремесленную принадлежность. Известно, что «кытмана» переводится с тюрского как «конское пастбище».
Похожую трансформацию можно проследить со словом «табун». На левобережье р.Обь (при впадении в нее р.Чумыш) в 1701 г. располагался род Табуновых. И до наших дней дошло слово «тебеневка», что с тюрского означает большое скопление лошадей. И для кыштымов, и для Табуновых общим является род занятий - разведение коней, что было естественным для коренного населения того времени, не знавшего земледелия. Кони в то время - это и пища, и средство передвижения, и средство для перевозки грузов, и торговля. А кыштымы как раз и принадлежали Табуну Кокину, которому платили дань конями.
В этой связи нелишне напомнить, что еще в 1750 г. на территории нынешнего Кытмановского района существовал Кыштымский улус.
Немало знаний об Алтае накоплено и бывавшими здесь «промышленными людьми» -охотниками, рыболовами и, особенно, бугровщиками -специалистами по извлечению драгоценных металлов и украшений из старинных курганов (бугров).
С начала XVIII в. на юг Западной Сибири начинают проникать русские. Сюда переселились старожилы Томского уезда, крестьяне с Ишима и Тобола. Значительную часть составляли выходцы из Поморья, где не было помещичьего землевладения и крестьянам места. На Алтай уходили и беглые помещичьи люди, уклоняющиеся от службы рекруты и всякие «гулящие люди».
Важную роль в истории освоения Алтая сыграли старообрядцы. Территории нынешних Ельцовского, Тогульского, Кытмановского, Заринского и Залесовского районов были для них довольно надежным убежищем. Об этом до сих пор свидетельствуют места их укрытия по берегам Чумыша. Поселившись на Алтае, крестьяне не торопились проявлять свое местопребывание. А потому и о времени начала освоения этих территорий ничего не известно.
Впервые поселения Алтая были учтены во время проведения первой ревизии (1719-1724 гг.). В ведомстве Белоярекой слободы, к которой относилась наша территория, находилось 95 дворов и 3111 душ мужского пола. Из них в самой Белоярской крепости было 46 дворов с 1143 душами мужского пола. Среди учтенных дворов отсутствуют поселения территории Кытмановского района.
Сегодня доподлинно известно, что до 1711 г. на территории современного Алтая не было ни одной русской деревни. Однако, уже в 1716 г. появляются упоминания о «чумышских деревнях». Об этом в 1914 г. поведал Л.С.Багров в своем исследовательском труде «Карты Азиатской России: исторические заметки». В этот период времени русские переселенцы опасались идти сюда, так как отсутствовала военно-пограничная охрана территории. Территория же Кытмановского района находилась под присмотром Кузнецкой крепости, но ее малочисленный гарнизон не мог охватить дозором всю местность. В начале 1717 г. кузнецкий комендант Б.А.Синявин получил распоряжение сибирского губернатора Матвея Гагарина «на Бии и Катуни построить город в крепком месте... також сделать острог на Алтыне горе (Телецком озере), из которой течет Бия река, и в иных местах: на Чумыше и в ясашных волостях остроги строить же». В июне 1717 г. в Кузнецке был собран отряд под командованием дворянина Ивана Мак-сюкова. Боясь передвигаться по суше, отряд двинулся в путь на лодках по Чумышу, а далее - по Оби в Бию. Этот путь пролегал через все будущие деревни нашего района. В то время это была совершенно дикая местность. 15 июля 1717 г. вернувшийся в Кузнецк Максюков доложил Синявину, что «по досмотру на устье Бии и Катуни удобных мест, крепких к городовому строению нет». Поэтому новая русская крепость была возведена значительно ниже Оби, на высоком Белом Яру, там, где сегодня расположен Теперь наша территория находилась под надежной охраной с двух сторон, что уже не вызывало сильных опасений ; у переселенцев. Вот почему территория на участке р.Чумыш от Кытманово до Тальменки стала наиболее ранней в освоении Алтая.
В следующем, 1718 г. кузнецким служилым людям все-таки удалось осуществить давний план. В нижнем течении Оби, в одной версте выше развалин сожженного в 1710 г. острога, была построена Бийская крепость. Теперь все правобережье Оби, куда входит и Кытмановский район, стало подконтрольно русской администрации и взято под охрану. Таким образом, начиная с 1718 г., территория Кытмановского района принадлежала русским и охранялась с трех сторон: с востока - Кузнецкая крепость; с запада -Белоярский острог и с юга, со стороны Джунгарского ханства - Бийская крепость. Охрана была достаточно надежная, т.к. реки (Обь и Чумыш), по которым инородцы могли проникнуть в глубь осваиваемых русскими территорий, были перекрыты крепостями, гарнизоны которых, к тому же, несли и патрульную охрану территории, а разработанная затем система предупреждения о нападении давала возможность подготовиться к отпору. Но благо нападений на русские селения не случалось.
В таких условиях шло интенсивное заселение территории русскими переселенцами, которые не стеснили местные племена, а за короткий срок ассимилировали их, вобрав в русло русской цивилизации. И долго на нашей территории (некоторые до сих пор) будут существовать Улус Каменный (улус Балахчинский), улус Подсопочный, улус Тара-бинский, Усть-Тарабинский улус, улус Кыштымский, река Сынгай - Сунай - Сунгай, сохранившие до сих пор свое название реки Чумыш, Тара-ба, Хараба, Турба, Канадаиха. К ним присоединятся русские названия деревень, рек, ручьев, логов и лесных массивов. И все это будет дружно уживаться, крепнуть и облагораживать некогда разгульную и дикую местность. Сюда придет хлебопашество, ремесло, появятся школы, уверенно будет внедряться медицина. Территория разумно обустроится. Здесь никогда не будет голода, эпидемий. Пространство войдет в равномерный ритм обеспечения жизненных сил человека, что выразится в увеличении численности населения. Залогом этого станет уверенность в завтрашнем дне, свободное владение землей, свободный труд и свободное распределение общественного продукта. В этом и был смысл человеческого бытия. А гордость за себя придавала человеку особое чувство - собственного достоинства.
Виктор РЕМИЗОВ, член Союза краеведов